История маржинальной торговли.

Изначально принцип маржинальной торговли был связан с операциями на товарных рынках. В XIX веке товарные биржи были рынками, на которых осуществлялась оплата торговых сделок наличными средствами. Посредниками на этих рынках являлись брокеры, которые предоставляли услуги по осуществлению сделок, переводу денег и ведению счетов. При ведении счетов брокеры использовали особый метод учета, который получил название "кольцевого". Этот метод позволял осуществлять расчеты между клиентами при многократной перепродаже товара наиболее эффективным способом.

Кольцевой метод расчетов действовал на фьючерсных рынках примерно до 20-х годов ХХ века, пока он еще мог удовлетворять нужды фьючерсных рынков. Метод предполагал, что члены биржи, заключающие сделки, выполняют свои обязательство по этим контрактам, как непосредственные участники договора. Они несли всю ответственность за выполнение обязательств по сделкам . При такой системе расчетов у клиентов было преимущество в том, что отсутствовала необходимость внесения собственных средств в качестве финансовой гарантии выполнения биржевого контракта, и это удешевляло для них биржевую торговлю.

Прежний порядок расчетов был предпочтительнее для того этапа биржевой торговли, когда основная часть сделок носила чисто торговый характер, т.е. за покупкой и продажей контрактов, стояла реальная потребность в товаре или сам товар. При этом члены биржи должны были иметь крупные финансовые средства, чтобы в любых случаях гарантировать выполнение обязательств.

На современных биржах велик объем спекулятивных операций. В некоторых экономических ситуациях объем спекулятивных операций резко возрастает, что может вести к неплатежеспособности клиентов, а за ними и остальных членов биржи. Рост объема фьючерсных операций и увеличение связанных с ним рисков, привели к появлению клиринговой системы расчетов по сделкам, а также особого подразделения биржи - клиринговой палаты (расчетной палаты).  В настоящее время каждая фьючерсная биржа или дилинговый центр имеет клиринговый механизм, который гарантирует заключение всех сделок на рынке.

Основой клиринговых расчетов является система депозитов или гарантийных взносов, которые требуются от участников фьючерсных операций. В биржевой практике такие депозиты получили название маржи.

Фьючерсный контракт не предполагает немедленной поставки товара и не требует полной оплаты сделки. Сумма денег, которую клиент должен внести на счет брокерской фирмы или дилингового центра, когда открывает свою позицию, называется маржа (margin, original margin, necessary margin или initial margin). Размер margin обычно составляет примерно 1-10% стоимости фьючерсного контракта. Обычно, если контракт активно торгуется на бирже, то залог небольшой. Если это контракт на редкий актив, то залог может составлять до 100%.

В последнее время, в связи с возросшей ликвидностью рынков, особенно, такого как FOREX (форекс) или Blue Chips of  CFD Shares (контракты на изменение стоимости наиболее ликвидных акций), размер необходимой маржи упал до 1%  и стал практически стандартом. Это означает, что для того чтобы купить контракт, например, по валютной паре USD/JPY = 100'000 USD, клиенту необходимо иметь на счету сумму, составляющую 1% от объема сделки, то есть 1'000 USD. Таким образом, в данном случае necessary margin = 1'000 USD. Это открывает перед клиентом массу соблазнительных перспектив, но и таит  в себе определенные риски.

После открытия позиции и внесения маржи, стоимость контракта ежедневно переоценивается. Если ситуация на фьючерсном рынке на какой-нибудь день изменяется в благоприятную для клиента сторону, сумма денег на счете  увеличивается на размер потенциального выигрыша. Если изменение цены неблагоприятно для позиции клиента, то его первоначальная маржа уменьшается.

Все биржи устанавливают, что как только сумма маржи клиента уменьшилась до определенного уровня, брокер автоматически закрывает часть или все позиции клиента (Stop out). Эта система гарантирует покрытие возможных убытков клиентов и получение прибыли брокерской компании.

В связи с бурным развитием INTERNET и совершенствованием программного обеспечения стоимость контракта, маржинальный залог и другие важные показатели стали оцениваться практически ежесекундно. Клиент получил возможность осуществлять постоянный мониторинг своей позиции и может своевременно реагировать на ситуацию, а Брокер может застраховать себя от превратностей рынка, вовремя закрыв необеспеченную позицию.

Маржинальная торговля на фондовом рынке.

Термин маржа имеет множественное толкование. Так, на рынке ценных бумаг маржа означает деньги, взятые взаймы у брокерской фирмы для покупки ценных бумаг. Процент наличных средств, который должен быть помещен у брокера для покупки ценных бумаг, устанавливается в США Федеральной Резервной Системой и с 1974 г. составлял 50% для обыкновенных акций. То есть брокер может предоставить Клиенту Leverage 1:2. Таким образом, инвестор может купить на $20'000 ценных бумаг, внеся $10'000, и позаимствовав остальные у брокера. За заем платятся проценты, а ценные бумаги выступают в качестве обеспечения.

В последние годы в связи с инвестиционным бумом, а также введением такого инструмента как контракт на разнице цен или CFD, Leverage 1:10 стало обычной практикой для CFD на основные акции, PRECIOUS METALS и другие Финансовые инструменты.

Система работы через дилинговую (брокерскую) компанию с предоставлением кредитного плеча получила названия "маржинальной торговли". Маржинальная торговля привлекательна своей доступностью. Высокая доходность фондового рынка является привлекательной для вложения средств в ценные бумаги ведущих зарубежных стран. Однако, размер дивидендов напрямую зависит от успешной работы конкретного предприятия и предпочтений его акционеров. Более интересной признается покупка акций с целью игры на повышении их курса, но для этого требуются крупные вложения. Маржинальная торговля лишена приведенных ограничений. Вы можете продавать и покупать финансовые активы, в зависимости от Ваших ожиданий. Маржинальная торговля, позволяет опытным участникам торгов на финансовых рынках максимально увеличить эффективность операций на фондовом рынке.

Но нельзя забывать, что кредитное плечо (Leverage) линейно увеличивает любой финансовый результат, как положительный, так и отрицательный. Открывая позицию с плечом, клиент увеличивает свой рыночный риск пропорционально размеру плеча и может лишиться всего собственного капитала при неблагоприятной для него рыночной конъюнктуре. Таким образом, неконтролируемый убыток по позициям клиентов может по цепочке вызвать кризис платежеспособности участников и привести к обвалу рынка.

Для иллюстрации подобной ситуации приведем пример крупнейшей финансовой аферы, в основе которой лежал принцип торгов с маржей.

В феврале 1995 года рухнул старейший английский банк Barings, потому что не смог обслужить огромные обязательства, которые нажил в ходе рискованных сделок молодого биржевика Ника Лисона  (Nick Lisson) с японским фондовым индексом Nikkei в Сингапуре.

Лисон играл с возрастающим фондовым индексом Японии без гарантии, что и стало для него и банка Barings причиной гибели. Примечательно, что в прогнозах банка Barings японский рынок акций оценивался как "bull market", то есть очень оптимистично, на что с удивлением обращали внимание японские эксперты. Такой прогноз явно противоречил политическим проблемам в стране и случившемуся землетрясению. Но Лисон недооценил сложившуюся ситуацию и продолжал действовать крайне неосторожно, зайдя в своих спекуляциях так далеко, что в любом случае уже не смог бы выйти из этой истории без широкой огласки. Он продолжал игру. В конце концов, в отделении банка Barings в Сингапуре накопились финансовые закладные на общую сумму $29'000'000'000. Однако Лисон продолжал делать ставку на повышение курса акций и пытался втайне от руководства банка добиться положительных результатов через массовую скупку индексных фьючерсов.

По свидетельству дирекции банка, объем сделок стал известен только 24 февраля, на следующий день после исчезновения Лисона. 17 февраля Barings разрешил провести предварительное следствие по сделкам Лисона в Сингапуре, но было уже поздно.

Маржинальная торговля на рынке FOREX.

Развитие маржинальной торговли получило огромную популярность в операциях на рынке FOREX. Во многих странах средние и мелкие инвесторы имеют выход на мировой валютный рынок, используя в своих операциях суммы от 10 тысяч долларов США, благодаря системе маржинальной торговли и использованию кредитного плеча.

Дилинговая компания предоставляет своим клиентам кредит в несколько раз превышающий сумму депозита. Сумма залога (margin) устанавливается банком или дилинговой компанией, в котором размещается клиентский депозит. Пример использования механизма очень прост. Чтобы купить стандартный для валютного рынка лот (100'000 EUR) по  цене 1,23 EUR/USD, достаточно иметь в качестве залога только 1230 EUR .

Объем маржинальной позиции среднего спекулянта вполне сопоставим с позицией достаточно крупного инвестора. И, хотя долю сделок, проводимых с использованием кредитного плеча, в общем обороте оценить трудно, не вызывает сомнений, что влияние, оказываемое ими на рыночную конъюнктуру очень велико.

Работа на финансовых рынках требует, чтобы система риск- менеджмента позволяла автоматически отслеживать все позиции клиентов и не допускала потерь больше, чем размер их собственных средств. Создание системы, которая способна в реальном времени отслеживать все позиции клиентов, число которых у крупных операторов измеряется десятками тысяч, трудоемкая задача. Решение ее требует высокого уровня профессионализма, информационных технологий, программного обеспечения и финансовых средств.

Очевидно, что в настоящее время далеко не любая, даже крупная, компания обладает одновременно достаточным размером собственного капитала, депозитарием и расчетной системой, развитыми технологиями и эффективным риск-менеджментом. Между тем, отсутствие хотя бы одного из вышеперечисленных параметров делает проведение операций, как для клиентов, так и для самих брокеров значительно более рискованным.

Инвестиционные банки в силу изначально более жестких к ним требованиям имеют лучшие стартовые позиции для проведения операции с использованием финансового плеча. Что касается небольших компаний, то их гибкость по отношению к потребностям клиентов, которой обычно так не хватает более крупным конкурентам, безусловно, позволит им оставить за собой нишу на рынке брокерских услуг.

*  This article has been prepared and written by the specialists of analytics department of the Company Larson & Holz IT Ltd. in 2004.
All rights reserved.
Двойной бонус для наших Клиентов
06.12.2016

Фольксваген увольняет сотрудников |
США вернули мировое лидерство |
ОПЕК на грани раскола

01.12.2016